twonews.ru

Бензины в октябре - осеннее обострение весеннего кризиса. Обзор

Экономика
Бензины в октябре - осеннее обострение весеннего кризиса. Обзор

Москва. 18 октября. Топливный рынок России не протянул в состоянии стабильности и полгода. Еще не затерлись воспоминания о скачках цен на заправках весной этого года, как признаки очередной угрозы взлета на стелах нахлынули с осенним листопадом.

И, кажется, новый вид "сезонности" зарождается на рынке топлива России. Если раньше его участники строили бизнес, ориентируясь на весенне-осенние ремонты заводов, то 2018 год может создать новую традицию - весной и осенью ждать от властей экстренных мер, укрощающих цены. Потому что другие способы регулирования рынка плохо работают.

Весенний ценовой топливный кризис запомнился обсуждением проблемы непосредственно в эфире "Прямой линии" с президентом Владимиром Путиным, незапланированным снижением акцизов, а также "заморозкой" цен на заправках. Чего ждать от осеннего варианта весеннего кризиса - в обзоре "Интерфакса" рассуждают отраслевые эксперты.

В точке кипения

В конце мая правительству из-за стремительного роста цен на топливо пришлось экстренно принять меры для стабилизации ситуации. В частности, с 1 июня было решено снизить акцизы вместо их планируемого роста. В ответ крупные нефтяные компании обещали сдерживать цены в рознице, а также увеличить поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. А еще правительство получило право в кризисных ситуациях вводить в России заградительную пошлину на нефтепродукты. "Это не только стимул, это, скорее, угроза в адрес нефтяных компаний. Надеюсь, ничего подобного нам не потребуется", - сказал в июне Владимир Путин в ходе прямого эфира.

В результате все лето биржевые цены на нефтепродукты прибывали в более-менее спокойном положении. Но наступила осень, и они снова вошли в рост. Стоимость бензинов на СПбМТСБ настойчиво поднимается уже 3-й месяц подряд, подбираясь к майским рекордам. Объемы биржевых продаж, наоборот, снижаются, несмотря на майские же протоколы совещаний у Дмитрия Козака, однозначно указывающие "продавать нефтепродуктов больше аналогичного периода прошлого года".

При этом розничные цены в среднем по России стабильны благодаря стойкости вертикально-интегрированных компаний, которые в убыток себе зафиксировали на одном уровне цифры на стеллах. Но если ВИНК могут отыграть прибыль в других сегментах бизнеса, то частные АЗС держаться уже не в силах.

Независимые заправки не участвовали в договоренностях по сдерживанию цен в рознице, но вынуждены были сначала играть по тем же правилам, чтобы не потерять клиентов. Однако рост биржевых цен в сентябре-октябре добавил убыточности частным АЗС. Чтобы хоть как-то компенсировать выпадающие доходы независимые заправки постепенно стали повышать цены. Первые звоночки прозвучали традиционно на востоке страны и, как ни странно, в Санкт-Петербурге.

По данным ЦДУ ТЭК, точечно бензин дорожает на заправках Приморского и Хабаровского краев, Тывы, Якутии и Магадана, а также Калининграда. В Иркутской области некоторые частные АЗС, резко поднявшие цены на бензин, вынудили правительство региона обратиться в Федеральную антимонопольную службу с просьбой разобраться в ситуации. А в Чувашии ФАС по жалобам жителей возбудила дело из-за роста цен на заправках уже крупной компании - "Татнефти".

На прошлой неделе сдали нервы у крупного частного игрока топливного рынка Северо-Запада - "Петербургской топливной компании" (ПТК), которая подняла розничные цены на дизельное топливо на 9% - до 50 руб. "Причиной стал рост оптовых цен на бирже, из-за чего маржинальность на АЗС стала отрицательной", - пояснял первый заместитель генерального директора ПТК Леонид Чурилов.

Почти как весной

Генеральный директор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов считает, что осенняя ситуация на рынке дизельного топлива сильно напоминает весенний бензиновый кризис: между оптовыми и розничными ценами установился значительный диспаритет, и в некоторых регионах независимые АЗС подняли цены на ДТ примерно на 5 рублей, чтобы вернуть маржинальность продаж.

"Однако между майской и октябрьской ситуацией есть ряд отличий. Так, текущий дефицит зимнего дизтоплива - на 99% рукотворное явление. НПЗ могут настроить работу так, чтобы увеличить производство и поставки на внутренний рынок достаточных количеств морозостойкого топлива. То, что компании не сделали этого, скорее, свидетельствует об умысле. Допускаю, что целью очередного топливного кризиса является усиление позиции нефтяников в переговорах по компенсации недополученной выручки на внутреннем рынке", - считает он.

Специалист отдела мониторинга ТЭК "ОМТ-Консалт" Андрей Смирнов соглашается, что сейчас ситуация на рынке нефтепродуктов "весьма похожа на состояние конца весны". "Особенно показательна картина в сегменте дизельного топлива, которое большими объемами отгружается на экспорт. Ценовой рост в опте, безусловно, продолжится, если не будут приняты регулирующие меры на уровне государства", - сказал он.

Генеральный директор трейдера "РК Интегратор" Виктор Костюков подчеркнул, что "ситуация на рынке моторного топлива сейчас, мягко сказать, аховая". "Биржевые индексы, уже два месяца подряд находящиеся в повышательном тренде, почти обнулили маржу АЗС при "замороженных" розничных ценах. Об этом не устают заявлять представители независимых сетей АЗС, которые находятся в худшей ситуации. Полагаю, что власти до конца года не изменят позиции относительно сдерживания розничных цен. А производители топлива вряд ли снизят оптовые цены. Выхода из создавшегося положения пока не видно, как не слышно и об осенней активности властей по аналогу с майскими совещаниями у вице-премьера Козака. Возможно, власти полагают, что ситуация выправится сама по себе, после того как в ноябре заводы завершат ремонты", - рассуждает эксперт.

Хуже, чем весной

Гораздо более резкую оценку положению дел дает президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша. "На бирже ситуация, действительно, тяжелая. Но в рознице все еще хуже. Если в апреле-мае с ростом оптовых цен увеличивались и розничные, то сейчас цены на АЗС ВИНК "заморожены", а независимые держать цены уже не могут. В итоге в некоторых регионах на частных заправках цены на топливо выше, чем у ВИНК на 5 рублей. Конечно, клиенты уходят. Я считаю, что ценовой кризис в разгаре, особенно остро его чувствует независимая розница, которая, по сути находится в предсмертном состоянии ", - сказал он.

"Понятно, что правительство не отпустит розничные цены, поэтому первостепенной задачей становится увеличение объемов биржевых продаж. И эта мера указывалась как обязательная к исполнению в майском протоколе Козака. Но объемы на бирже наоборот снижаются, сейчас они даже ниже июньских и июльских. Нефтяники говорят об экспортной альтернативе, но на сегодняшний день она уже не такая выгодная, а по дизелю внутренний рынок даже премиальный. Где продукт? Видимо, нефтяникам выгодно держать высокие биржевые цены. Это прямое влияние монополистов на стоимость топлива на бирже, и все попытки регуляторов сломить ситуацию сталкиваются с сопротивлением", - считает Аркуша.

Генеральный директор некоммерческого партнерства "Совет по товарным рынкам" (СПТР) Илья Мороз тоже читает, что нынешней осенью ситуация более сложная, чем в мае. "Затянувшийся ценовой дисбаланс привел к тому, что розничный сегмент окончательно утратил запас прочности. Речь идет не только о независимых АЗС, хотя в этом секторе ситуация наиболее критичная - в десятке регионов частные предприятия уже начали работу по сокращенному графику либо вообще приостановили деятельность. Кризисная ситуация коснулась и розницы ВИНК, отмечаются перебои в связи с отсутствием топлива на АЗС крупных компаний. А постоянно растущая экспортная альтернатива приводит к тому, что топливо с низкомаржинального внутреннего рынка направляется на экспорт", - сказал он.

"Очевидно, что изменить ситуацию с завершением налогового манёвра вряд ли возможно - объемы средств от этих реформ уже оценены и заложены в бюджет. И повлиять на внешнеэкономическую конъюнктуру также малореально. Но есть меры, которые можно принять оперативно, и которые будут иметь эффект. В их числе - увеличение биржевых продаж нефтепродуктов доминирующими производителями. Расчеты, проверенные на практике, показывают, что, например, при поддержании объемов биржевых продаж бензина на уровне 600 тыс. т в месяц (порядка 20% от производства) биржевые индексы переставали упорно лезть вверх", - подчеркивает он.

Нефтяные компании не стали комментировать запросы "Интерфакса" о текущей ситуации на топливном рынке.

Биржа нам поможет

Вспоминая кризис апреля-мая, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отметил, что тогда толчком стало подорожание нефти с одновременным ослаблением рубля. "Примечательно, что традиционные меры, которые раньше помогали стабилизировать ситуацию с ценами, в этот раз не помогли. Помогло только снижение акцизов. Добиться долгосрочной стабилизации помог бы возврат акцизов к докризисным уровням, а также меры по усилению нацвалюты. Но руководство страны решило обойтись полумерами. В условиях дорожающей нефти это не могло гарантировать длительного сдерживания оптовых цен. Ожидаемо - в октябре механизм стал сбоить, опт пошел вверх, теперь начинает расти розница, пока только у независимых сетей", - сказал он.

"Пока что правительство по-прежнему намеревается поднять акцизы с января 2019 года. Это вызовет нездоровый ажиотажный спрос уже в ноябре текущего года, что также разгонит цены. Кроме того, руководство страны намеревается поднять налог на добычу полезных ископаемых и снизить экспортные пошлины, что вызывает закономерную критику в отрасли и в профильных ведомствах - эти меры негативно скажутся на внутреннем рынке", - добавил Фролов.

Комментируя тему акцизов на топливо, глава РТС Аркуша, добавил: "Идеальным, конечно, было бы привести акцизы к тому уровню, который был задуман на начальном этапе налогового маневра. Но мы живем в текущих реалиях, и сейчас для нормализации ситуации логично не повышать акцизы с 1 января. Если акцизы все-таки повысят, мне даже страшно представить, что будет с топливным рынком. Надежды на демпфер сомнительны, потому что сложно понять, как он будет работать. В качестве примера демпфера можно привести факт снижения акцизов в июне. И вот сейчас все влияние от такого снижения "съедено", а мы снова живем в состоянии кризиса".

С этими мнениями не согласна аналитик VYGON Consulting Анна Львова. "Баланс на рынке сейчас поддерживается в ручном режиме, но с 2019 г. будет введен демпфирующий механизм. Он практически скомпенсирует заводам выпадающие доходы от продаж на внутреннем рынке и будет способствовать поддержанию комфортного для заправок уровня оптовых цен. Также благодаря нововведению на розничных ценах не отразится планируемое в январе 2019 г. повышение акцизов и НДС", - считает она.

Ах, акциз, акциз

Показательно, что именно сейчас поднялась волна обсуждения будущего роста акцизов на нефтепродукты. Счетная палата в заключении на проект бюджета РФ на 2019-2021 годы высказывала мнение, что увеличение акциза на бензин в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер.

Чиновники высшего уровня вынуждены были прокомментировать это заявление. Их реакция была ожидаемой: и министр энергетики Александр Новак, и министр финансов Антон Силуанов, и даже председатель Банка России Эльвира Набиуллина поспешили успокоить, что не ждут скачков цен на бензин в связи с повышением акцизов.

ФАС вспомнила, что предлагала правительству не повышать акцизы на топливо с 1 января 2019 года, а сохранить их на текущем уровне. Правда, согласно сообщению, размещенному в среду вечером на сайте ведомства, "предложения ФАС о пересмотре параметров акцизов давалось ранее, до принятия правительством решения о снижении цены отсечения применения демпфирующей надбавки к возвратному акцизу на нефть".

"В настоящее время ФАС России применяется комплекс мер, по увеличению ликвидности биржевых торгов, по снижению влияния на формирование цены перепродавцов, по увеличению поставок нефтепродуктов на внутренний рынок за счет увеличения его производства, а также снижения экспорта. Реализация данных мер будет способствовать поддержанию стабильности на рынке нефтепродуктов в параметрах ранее принятых правительством решений по налогам, в том числе уровню акцизов на нефтепродукты", - подчеркивается в заявлении ФАС.

Тем не менее, Госдума на заседании в четверг запросила у правительства информацию о последствиях возможного отказа от повышения акцизов на бензин. В поручении депутатов тоже есть отсылка к страхам повторения весенних проблем: "Повышение акцизов может привести к повторению "майского бензинового кризиса", который помимо роста потребительских цен вызвал явное социальное напряжение", - говорится в поручении.

Источник: www.interfax.ru