twonews.ru

Клиенты РЖД не поддержали законопроект ФАС об основах госрегулирования тарифов

Экономика
Клиенты РЖД не поддержали законопроект ФАС об основах госрегулирования тарифов

Москва. 3 мая. Совет потребителей ОАО "Российские железные дороги" не поддержал законопроект Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ "Об основах госрегулирования цен (тарифов)". Об этом пишет в понедельник "Коммерсантъ" со ссылкой на протокол заседания этого консультативного органа, функционирующего при правительственной комиссии по транспорту, которую возглавляет вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.

Документ до 24 апреля проходил процедуру общественного обсуждения. Фактически он создает единую систему тарифного регулирования для различных отраслей - суммируются подходы и допустимые тарифные методы, включаемые расходы и доходы, полномочия органов власти и процедуры установления ставок, регламентируется раскрытие информации и т.д., отмечает газета.

Однако совет счел, что проект требует юридической экспертизы на предмет противоречий с другими актами, а модель "позволяет распространить регулирование на неограниченно широкий список компаний как в сферах, для которых установлено госрегулирование цен, так и вне их".

Критике подверглась статья, гласящая, что основанием для отнесения к регулируемым субъектам является владение (в собственности или через концессию) имуществом в размере не менее 80% от первоначальной балансовой стоимости активов, но возможны и иные критерии. По мнению совета, эта норма бессодержательна и допускает широкое толкование. Она может быть коррупциогенным фактором, особенно на фоне нормы, позволяющей вводить госрегулирование в отношении любого субъекта, который хотя бы раз злоупотребил доминирующим положением на рынке, пишет издание.

Клиенты РЖД отмечают, что нормы не полностью учли специфику железных дорог. Так, по проекту RAB-регулирование (тариф на основе доходности инвестированного капитала) ФАС может ввести только при наличии у компании утвержденной схемы тепло-, водо-, электро- и газоснабжения, что для "Российских железных дорог" не слишком актуально. Также, как отмечает "Коммерсантъ", проект не предусматривает введенной уже для монополии долгосрочной индексации по принципу "инфляция минус".

В антимонопольной службе комментариев газете не дали. Представитель РЖД сообщил изданию, что компания передала позицию с замечаниями и предложениями в министерство транспорта РФ и ФАС. Монополия направляла в марте-апреле серию писем и сохраняла единую позицию до конца общественного обсуждения, следует из письма замглавы перевозчика Анатолия Мещерякова в Минтранс от 17 апреля, на которое ссылается газета.

В частности, речь шла о том, что проект исключает понятия "естественная монополия" и ее "сферы деятельности" с переходом к понятиям "регулируемый субъект" и "регулируемая деятельность", а это приведет к автоматическому переходу услуг из конкурентного в монопольный сегмент, где применяется ценовое регулирование. "Данный подход в корне противоречит статье 34 Конституции", - считают в РЖД. В письме отмечено, что регулятор провел "техническую работу" по переносу норм из основ ценообразования в проект федерального закона в отношении всех сфер регулирования, кроме железнодорожного транспорта.

Хотя проект разработан в рамках государственной политики по развитию конкуренции, он направлен на ограничение рыночной системы, считает источник газеты в транспортной отрасли. По его мнению, под тариф могут попасть услуги, которые оказываются на конкурентной основе, например предоставление грузовых вагонов, погрузочно-разгрузочные работы, перевозка пассажиров в вагонах "купе" и "СВ". При этом собеседник издания не видит ответственности регулятора за тарифные решения и их последствия. Другой источник "Коммерсанта" полагает, что проект "похож на возврат к плановой экономике" и, если ФАС поддержат другие органы власти, это будет тревожным сигналом.

В сфере энергетики проект тоже критикуют, добавляет газета. "Вместо повышения прозрачности и эффективности регулирования получился сборник существующих норм", - заявил ей директор "Сообщества потребителей энергии" Василий Киселев. Он не видит в документе "приоритета рыночного ценообразования" и путей сокращения перекрестного субсидирования. Киселев заметил, что предусмотренное внедрение тарифных соглашений без инструментов контроля и балансирования интересов создаст риски необоснованного роста тарифов.

В "Совете производителей энергии" (СПЭ) считают, что проект "нуждается в существенной переработке", нужен "пакет" единого тарифного закона и всех планируемых изменений в отраслевые законы и другие акты. Генерирующие компании также особо беспокоит сокращение учитываемого в тарифах резерва по сомнительным долгам населения и ЖКХ с 2% до 1,5%. По состоянию на 1 января 2018 г. их долги за тепло составили 139 млрд руб. (21% от всех платежей в 2017 г.), сказали изданию в СПЭ.

Источник: www.interfax.ru